В последнее воскресенье июля в Беларуси отмечается День работников торговли.
В сфере торговли и общественного питания в 2017 году работало 688,5 тыс. человек (около 16% всего занятого населения).
В 2017 году в розничной торговле было продано товаров на сумму 40,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 4,4% больше, чем в 2016 году. На душу населения розничный товарооборот увеличился с 3,9 тыс. рублей в 2016 году до 4,2 тыс. рублей в 2017 году.
Розничный товарооборот
(в сопоставимых ценах; в процентах к соответствующему периоду предыдущего года) | (на душу населения; в текущих ценах; тыс. рублей) |
 |  |
Ежегодно в Беларуси появляются новые торговые предприятия: от магазинов шаговой доступности до ультрасовременных торговых центров и гипермаркетов. Постоянно расширяется ассортимент товаров, меняется вид торговых заведений, повышается качество услуг и уровень обслуживания.
На начало 2018 года число магазинов составило 56,4 тысячи. В расчете на 10 000 человек населения торговая площадь магазинов увеличилась с 5632 квадратных метров на 1 января 2017 г. до 5821 квадратного метра на начало текущего года.
Число магазинов и их торговая площадь
| 2016 год | 2017 год |
Число магазинов, единиц | 53 653 | 56 435 |
в городских населенных пунктах | 43 577 | 46 488 |
в сельских населенных пунктах | 10 076 | 9 947 |
Торговая площадь, тыс. м2 | 5 353 | 5 525 |
в городских населенных пунктах | 4 608 | 4 799 |
в сельских населенных пунктах | 745 | 726 |
С каждым годом растет число торговых центров, объединяющих не только розничные торговые объекты, объекты общественного питания, но и объекты по оказанию различных услуг, что обеспечивает комплексное обслуживание покупателей.
В республике торговую деятельность осуществляли: |
рынки | торговые центры |
2016 год | 2017 год | 2016 год | 2017 год |
388 | 386 | 531 | 561 |
 |  |
Все активнее потребители пользуются возможностью приобретения товаров через интернет-магазины.
Удельный вес розничного товарооборота интернет-магазинов в розничном товарообороте организаций торговли увеличился с 2,8% в 2016 году до 3,4% в 2017 году.
В 2017 году среди наиболее популярных товаров для покупки в Интернете – одежда (10,9% в розничном товарообороте интернет-магазинов), электробытовые приборы и инструменты (10%), строительные материалы (9,3%), обувь (6,3%), парфюмерно-косметическая продукция и туалетные принадлежности (5,6%).
Организациями торговли представлен широкий ассортимент товаров белорусского производства. В 2017 году доля продаж товаров отечественного производства в розничном товарообороте организаций торговли (без микроорганизаций) составила 64,4%, в том числе продовольственных товаров – 80,8%, непродовольственных товаров – 44,2%.
Доля товаров отечественного производства
в общем объеме продажи в организациях торговли в 2017 году
(в процентах)
Продовольственные товары | Непродовольственные товары |
Яйца | Мясо и мясные продукты | 100% |  | 99,8% |  | | Холодильники и морозильники | Строительные материалы | 53,4% |  | 48,6% |  | |
Масло сливочное | Сыр | 99,4% |  | 95,1% |  | | Чулочно-носочные изделия | Обувь кожаная | 84,2% |  | 56,4% |  | |
Мука | Сахар и сахарозаменители | 93,4% |  | 82% |  | | Верхняя одежда | 42,1% |  | |
Товарооборот общественного питания в 2017 году составил 2,2 млрд. рублей и по сравнению с 2016 годом увеличился в сопоставимых ценах на 5,6%.
Товарооборот общественного питания
(в сопоставимых ценах;
в процентах к соответствующему периоду предыдущего года)
В последнее время наблюдается перераспределение структуры объектов общественного питания. Активно развиваются кафе, мини-кафе, кафетерии и кофейни, рестораны быстрого обслуживания.
Источник: Белстат
Число объектов общественного питания в 2017 году
(на конец года, единиц)
Число мест в объектах общественного питания на 10 000 человек населения увеличилось с 810 на начало 2017 года до 814 мест на 1 января текущего года.
Оптовая торговля является важным звеном между производителями и потребителями товаров.
В 2017 году оптовый товарооборот составил 76,9 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 103,9% к уровню предыдущего года. В структуре оптовой торговли республики ведущая роль принадлежит оптовым организациям города Минска.
Оптовый товарооборот
(в сопоставимых ценах;
в процентах к соответствующему периоду предыдущего года)